ОБРЕСТИ СЕБЯ

"Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может" Стефан Цвейг

Фев
02

Почему христианская психология?

Автор: Лариса Березан

христианская психологияДорогие друзья, читатели и подписчики сайта «Обрести себя»! Давно я уже хотела написать материал на эту тему. А после того, как в комментариях к статье про развитие волевых качеств получила следующий, скорее не вопрос, а реплику «Немогу что-то понять что общего у христьянства с психологией» (орфография сохранена), то просто посчитала своим долгом ответить на это отдельной статьей :).

Я и раньше встречала недоумённые вопросы по поводу сочетания двух несочетаемых, на первый взгляд, слов: «христианская» и «психология» и вот наконец-то могу поделиться своими соображениями.

Не так трудно, наверное, будет понять недоумение людей, когда они слышат это словосочетание, учитывая более 100-летнюю историю отрыва психологической науки от ее первоначального смысла!

Как наука о душе стала «бездушной»?

Основателем христианской психологии считается святитель Феофан Затворник, которому в этом году исполнилось 200 лет. Еще в конце позапрошлого века он сказал, что «самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская психология». Ведь психологические законы и механизмы существовали еще испокон веков (с момента создания Богом человека) и они очень хорошо описаны и в Библии, и в творениях святых отцов Церкви, которые по праву считаются лучшими психологами и душеведами. Беда была только в том, что все эти знания были разрозненными, не было единой схемы, систематизации, программы.

Святитель Феофан Затворник, который являлся профессором, а затем и ректором Санкт-Петербургской духовной академии, сам еще во время своей учебы в семинарии и Киевской духовной академии особенно интересовался психологией и антропологией (учение о человеке). В российских духовных школах психология начала преподаваться уже с самого начала XVIII века, когда в университетском курсе не было даже такого предмета. Профессора для таких философских дисциплин, в которые входила и психология, готовились, в основном, в духовных академиях.

психология без души

Стоит заметить, что все западные психологи до начала XIX века, так или иначе, были обязаны своими психологическими воззрениями теологическому, т.е. богословскому университетскому образованию.

К сожалению, в те времена христианская психология так и не смогла развиться в полной мере, чему помешали наступившие вскоре мировые войны, революции и чудовищные гонения на Церковь. В общем, тогда было совсем не до этого, а после войны, в секулярном государстве, психология потеряла свои корни и стала развиваться как сугубо светская наука.

После возрождения Церкви в 1988 году христианская психология тоже начала потихоньку возрождаться. В России был создан Институт христианской психологии, стали выпускаться некоторые специализированные издания и учебные пособия на эту тему. Но до полного создания единой научной системы еще, конечно, далеко.

Психология (изначально наука о душе – от греч. «психея») в настоящее время стала больше учением о поведении, развитии интеллекта, утверждением эгоизма, сборником различных популярных тестов, — чем угодно, но только никак не тем, с чего она начиналась и для чего предназначалась…

Можно ли во всем доверять себе?

христианская психология-2

Чтобы понять основное отличие христианской психологии от светской нужно, прежде всего, осознать качественное различие состояния природы человека в соответствии с обыденным представлением и мировоззрением, основанном на христианской антропологии.

Современный мир настойчиво твердит нам о том, что с природой человека все в порядке. В отличие от этого, христианская психология утверждает обратное. Она рассматривает человека в его нижеестественном (или падшем) состоянии.

Вообще, с точки зрения христианства существует три состояния человека:

- естественное состояние, в котором человек пребывал в Раю до своего грехопадения и отказа от общения с Богом в пользу самости;

- нижеестественное или падшее состояние, в котором мы все сейчас и находимся;

-  сверхъестественное или благодатное состояние, которое ждет праведников или раскаявшихся грешников в Царстве Небесном после смерти. Но особо духовные люди даже на этом свете могут вкусить некоторые плоды этого состояния. Но это больше относится к святым людям, которые уже на этой земле внимательно относятся к своему внутреннему миру, очищают душу от страстей, приуготовляя ее к встрече с Богом.

Для падшего состояния, характерного для современного человека свойственно то, что после грехопадения все части его души изменились и потеряли свою целостность: ум помрачился, воля ослабела, чувства исказились. Все они утратили свою изначальную духовную основу. Одним словом – человек раскололся, заразился смертельной болезнью духа. Душевно-телесные проявления подчинили себе духовные. Вся иерархия человеческого существа (дух-душа-тело) перевернулась. Гордость и эгоцентризм стали преградой в отношениях человека с Богом, а также людей между собой.

Каждый раз, когда я думаю о падшем состоянии, в котором находится современный человек, то почему-то на ум сразу приходят строки известного английского стихотворения про Шалтая-Болтая :): христианская психология-1

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая собрать! :)

Вместо прежней гармонии в человеке поселились страсти, которые извратили все добрые силы души. Поэтому и нельзя им уже слепо доверять. А ведь именно к этому призывают нас многие светские направления психологии. Возникло новое чувство или желание, какая-то оригинальная мысль – вперед, к новой жизни, к новым ощущениям (ведь Вы этого достойны :)!) Но в том-то и проблема, что и чувства наши, и эмоции, и мысли, и желания могут быть заражены страстями, без очищения от которых невозможно понять, стоит ли нам делать тот или иной выбор. Это может быть не только неправильным, но часто – и просто опасным занятием! В этом случае будет уместна поговорка «Доверяй, но проверяй». Если и доверять себе, своей интуиции, внутреннему голосу (одним словом – своей самости), то все же не нужно делать это слепо, неразумно. Ведь даже самые прекрасные на первый взгляд эмоции, чувства и желания могут в конце концов обмануть тебя, сделать игрушкой и разрушить не только эту конечную жизнь, но и саму бесмертную душу. В этой связи вспоминается еще одна мудрая пословица: «Семь раз отмерь, один – отрежь».

Таким образом, христианская психология в своей деятельности учитывает реальное положение вещей и реальное состояние человеческой природы, не строит замков на песке, но помогает человеку найти внутренние ресурсы для глубинного и кардинального изменения своей жизни.

Итак, что же можно ответить на заданный в начале этой статьи вопрос: «Что общего между христианством и психологией?» Если сказать одним словом, то это слово будет ДУША.

Психология — это именно наука о душе, которая и является ее основным предметом изучения. А что касается христианства, то где, как ни в христианстве уделяется особое, столько пристальное внимание душе человека: ее спасению, преображению, очищению?

Да, у христианства и у психологии – разные цели (в первом случае – это глобальная цель спасения души, загробной жизни человека, во втором – более узкие, краткосрочные цели, больше относящиеся к земной жизни – налаживание отношений с собой, Богом и окружающими людьми, обретение душевного равновесия и т.д.), но и те, и другие касаются именно предмета души. И как часто в нашем мире бывает, что все настолько переплетено, что одно невозможно без другого. Об этом сказано еще в Библии: кто не любит ближнего, тот не любит и Бога.

До новых, скорых встреч у меня на блоге!

Автор статьи: Лариса Березан

Запишитесь на консультацию к психологу любым удобным для Вас способом: через e-mail, скайп или личную встречу.

Задать психологу свой вопрос Вы можете БЕСПЛАТНО, используя форму обратной связи или в комментариях к данной статье. Помните, однако, что ответ в данном случае будет носит общий характер и не заменит индивидуальной психологической консультации по Вашей конкретной ситуации!

Друзья, буду очень признательна Вам, если Вы поделитесь ссылкой на эту статью в социальных сетях, а также напишите свое мнение в комментариях!

P.S. Если Вам понравилась статья, и Вы хотите узнать еще больше о том, как ОБРЕСТИ СЕБЯ и улучшить свои отношения с близкими людьми,

 

Подпишитесь на новости!

(обязательно подтвердите подписку!)

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
{lang: 'ru'}
  1. Катерина Стрига сказал,

    Лариса, спасибо за содержательную статью. Интересно и легко для понимания изложена суть христианской психологии. Что-то мы переоцениваем в своей жизни, а что-то недооцениваем. Работать «с душой» не просто, потому что требуются внутренние усилия.

  2. Елена Метелева сказал,

    То, что общим должен быть предмет рассмотрения, то есть душа, — это понятно. И способы воздействия у христианских психологов иные, я думаю — не пропишет же он верующему банальные таблетки….

  3. Лариса Березан сказал,

    Елена, таблетки и «обычный» психолог не вправе прописывать :), это — прерогатива психотерапевтов или психиатров.
    А способы воздействия и методы работы христианский психолог может позаимствовать и у «светского» коллеги. Главное — чтобы они не противоречили христианскому мировоззрению и не содержали оккультных техник.

  4. Лариса Березан сказал,

    Спасибо, Катерина! Вы правы, работа по исправлению своей души — наверное, самая трудная из всех в этом мире. «Да, бой с самим собой — Есть самый трудный бой. Победа из побед — Победа над собой». Над собой — читай: «над своими страстями».

  5. Наталия Хоробрых сказал,

    А у меня почему-то нет противоречия между словами «христианская» и «психология». Просто слово «психология» в последние годы затаскали и затрепали все, кому не лень.
    А, собственно, и все апостолы, и все составители Библии были хорошими психологами. Думается, именно поэтому Библия — самая издаваемая книга и ранее и сейчас. :)

  6. Елена Метелева сказал,

    Ещё вопрос — как антропология может быть христианской, мусульманской и проч.? Мне казалось, что эта наука о человеке — одна на всех, и не имеет отношения к религиям…

  7. Сергей Гвоздев Дед сказал,

    Как убеждённому атеисту и безбожнику проблемы христианства мне непонятны, Но проблемы психологии миновать невозможно, а научиться держать себя в рамках пристойности надо стараться. И Ваша статья побуждает меня к этому, Спасибо за освежение психологических знаний в моём атеистическом сознании.

  8. Наталья сказал,

    Хочу сразу сказать, что не сильна в этой теме. И как я понимаю в христианской психологии — это спасение души в смирении и покаянии. А в психологии — это помощь душе в разборе самой ситуации.

  9. Fyrrion сказал,

    [quote]А что касается христианства, то где, как ни в христианстве уделяется особое, столько пристальное внимание душе человека: ее спасению, преображению, очищению?[/quote]
    Проблема только в том, что никто не уточнил методы которыми действуют представители этой конфесии. Гонение на язычество, инквизиция, перебор огромного количества праздников из чужих религий — это лишь наиболее известные факты, не говоря уж о многом другом. Поэтому опираться в психологии на христианство — точно не лучшая идея. По крайней мере лично для меня.

  10. Denis сказал,

    Содержательная статья но я немного не согласен с тремя состояниями человека.

  11. Виталий сказал,

    «Современный мир настойчиво твердит нам о том, что с природой человека все в порядке. В отличие от этого, христианская психология утверждает обратное. Она рассматривает человека в его нижеестественном (или падшем) состоянии» — я бы не стал всех жителей современного мира «стричь под одну гребёнку». Сколько людей — столько и внутренних миров. К примеру, и среди неверующих очень много порядочных, не подвластных низменным страстям, волевых и высокообразованных личностей. Не буду дальше развивать эту мысль, лишь соглашусь с тем, что страсти действительно пагубно влияют на душу человека, его волю и характер.

  12. Натали Барткова сказал,

    Священники — психологи хорошие, чего многим профессиональным не хватает. Может, потому что они больше «с душой» работают? А может, потому что психология изначально была христианской, как Вы говорите? Но факт есть факт.

  13. Екатерина сказал,

    Интересно, а христианская психология подходит только христианам? Люди других религий или вовсе неверующие не могут обратиться к христианскому психологу?

  14. Сергей сказал,

    Интересно было узнать про христианскую психологию. Сейчас все психологи в большинстве своём далеки от религии, так как не считают, что личные проблемы человека связаны с отсутствием у него духовности. Чисто обыденно всё решают.

  15. Д-бомж сказал,

    Статья, если не сказать что заинтересовала, значит не сказать ничего, хотя если честно, некоторые аспекты поставили в тупик, а если честно, то о бездушии любая формулировка напрягает….

  16. Мария Тернова сказал,

    Спасибо за интересную и познавательную статью. Не знала, что все живущие находятся в падшем состоянии. Ох, грехи наши тяжкие…

  17. Александр Викторович сказал,

    Сложный вопрос поднят в теме. На самом деле что такое душа наука пока не может ответить со 100% уверенностью. Все подтверждения наличия души у человека косвенные. Но я полностью согласен с тем что душа есть. А современная церковь в России превратилась в откровенный бизнес. В общем здесь все очень сложно запутано.

  18. Лариса Березан сказал,

    Наличие души, также как и ее отсутствие невозможно доказать научными способами. Это именно вопрос веры и свободный выбор каждого человека.

  19. Лариса Березан сказал,

    Пожалуйста, Мария! :) Но все-равно наше состояние — не повод для уныния, а лишь возможность для изменений в лучшую сторону!

  20. Лариса Березан сказал,

    Сергей, к сожалению, Вы правы: психология в основном оторвана от духовности. В этом плане христианская психология дает хоть какую-то надежду.

  21. Лариса Березан сказал,

    Екатерина, конечно, к христианскому психологу могут обращаться и верующие, и неверующие люди. Вопрос в том, будет ли человек, который настроен враждебно по отношению к христианству, сам обращаться к такому психологу? А если есть просто интерес к этой теме и спокойное доброжелательное отношение, то почему бы и нет? В психологии важно, чтобы между клиентом и психологом присутствовало полное доверие, иначе консультирование не будет достаточно эффективным.

  22. Лариса Березан сказал,

    Знаете, Натали, священники бывают очень разными. И, к сожалению, встречаются те, которые очень настороженно относятся к психологии. Но это и не удивительно, ведь в этой науке на данный момент смешалось очень много направлений и многие из них весьма разрушительны для христианства и спасения души.

  23. Лариса Березан сказал,

    Спасибо, Виталий, за Ваше мнение о христианской психологии! Но дело не в том, что одни люди — хороши, а другие — плохи. Речь совсем не об этом. Разговор о самой сущности человеческой природы, которая весьма изменилась после грехопадения. И одной силой воли здесь, к сожалению, не поможешь :). Можно провести аналогию с болезнью. Мы же не будем говорить, что все, кто болеет тяжелыми заболеваниями — это плохие, непорядочные люди. Бывает, как-раз совсем наоборот. И вот в этом смысле греховность нашей природы можно воспринимать как такую тяжелую болезнь. А первый этап излечения, как известно, это принятие болезни как факта.

  24. Лариса Березан сказал,

    Fyrrion, спасибо, что высказали свою точку зрения по вопросу христианской психологии.

  25. Лариса Березан сказал,

    Наталья, Вы все правильно поняли, только не в христианской психологии, а просто в христианстве целью является спасение души. А психология, любая, даже христианская, всегда касается только земной жизни. Различие — только в разных методах решения проблем.

  26. Лариса Березан сказал,

    Спасибо, Сергей! Рада, что оказалась полезной! :)

  27. Лариса Березан сказал,

    Елена, есть просто антропология, а есть христианская антропология, т.е. учение о человеке в соответствии с христианским мировоззрением.

  28. Лариса Березан сказал,

    Наталья, Вы абсолютно правы! :)

Добавить комментарий



    Обо мне

    Обо мне :)

    Откройте "about_text.txt" и отредактируйте эту информацию.