ОБРЕСТИ СЕБЯ

"Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может" Стефан Цвейг

Июл
20

Как приобрести волевые качества?

Автор: Лариса Березан

волевые качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорогие друзья и читатели сайта «Обрести себя»! Ну вот я и снова с Вами :). Сегодня мы продолжаем разговор про волевую сторону души, начатый в этой статье.

Формирование нравственности, про которое мы уже говорили, не является единственным условием проявления силы воли. В настоящей статье мы обсудим способы развитие конкретных волевых качеств, к коим можно отнести следующие:

- целеустремленность – способность следовать определенной цели, которая признается главной, подчиняя ей всю свою деятельность, не упускать ее из виду.;

- инициативность — способность добровольно, самостоятельно и активно продвигать начинания, генерировать новые идеи, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей;

- решительность — способность следовать принятому решению;

- храбрость — способность поставить себя в опасную ситуацию ради блага других людей;

- терпение — способность принимать реальность (себя, близких, окружающий мир) такой, какова она есть, беспристрастно выбирая свое поведение в данной реальности;

- упорство — способность не пасовать перед неудачей, сохранять верность конкретной, близкой, оперативной цели, неослабевающе поддерживать действие независимо от трудностей, настроения и чувств.;

- дисциплинированность — ставшая привычкой склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения;

- самостоятельность — способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности — это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу;

- самообладание — это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях (умение сдерживать негативные эмоции, преодолевать страсти).

А. С. Макаренко писал: «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли».

Для начала важно понять, что все мы рождаемся с разными «исходными данными» или ресурсами, которые могут повлиять на успешность развития волевых качеств. Рассмотрим эти ресурсы и какие ограничения они могут налагать на нашу «силу воли»:

  • Здоровье

При некоторых заболеваниях наше самочувствие диктует нам определенный образ жизни, который невозможно изменить с помощью одной только «силы воли».

развитие волевых качеств

  • Темперамент и другие индивидуальные особенности свойств нервной системы

Например, импульсивность характерна больше для холериков, неспособность принимать быстрое решение – для меланхоликов и т.д.

Страх и неспособность владеть собой в определенных ситуациях, долго терпеть усталость и другие свойства могут иметь врожденную основу. Но это не значит, конечно, что волевые качества развивать бесполезно. Однако, у каждого человека имеется свой «потолок» в их развитии и это обязательно нужно учитывать — подходить более гибко и не ставить ни на ком штампов «трус», «лентяй» и т.д.

  • Уровень интеллекта

Высокий интеллект без связи с нравственностью может развить волевые качества не «в ту сторону» (чему способствует, например, корыстолюбие, чрезмерное честолюбие, гордыня и т.д.).

Об этом мы уже писали в статье «Развитие воли и нравственные ценности».

Особенность развития волевых качеств заключается в том, что они проявляются в конкретной деятельности

Таким образом, нравственные принципы формируются в конкретных стереотипах поведения. А иначе они остаются простой декларацией или демагогией.

Существует два этапа взаимодействия морали и волевых качеств: сначала сами волевые качества помогают усвоению морали, а далее уже моральные принципы двигают волю вперед. Объясню, как это происходит.

На первых порах именно конкретная деятельность (труд, помощь и т.д.) учит Вас усваивать нравственные уроки. В идеале это должно происходить в детстве – в семье, на примере собственных родителей или учителей. Т.е. дети в данном случае просто копируют поведение взрослых, пока еще неосознанно, не понимая всей глубины происходящего. Поэтому ужасно, когда сами взрослые не выполняют то, что требуют от своих детей, но на словах выдают себя высокоморальными людьми! В этом случае их чада будут просто усваивать такое лицемерное поведение как норму и подражать этому во взрослой жизни! А далее уже – передавать эту порочную систему и своим детям. Вот она – пустая декларативность и оторванность двух аспектов воли – налицо, когда на самом деле — одно невозможно без другого.

Далее, уже на втором этапе, если не было никаких серьезных сбоев в системе, уже сами нравственные принципы облегчают совершение волевых поступков. И этот этап больше характерен для взрослой жизни, хотя и начинается он в детстве.

Теперь мы перешли к самому главному, зачем мы здесь собрались :) — собственно к тому, что же помогает развитию волевых качеств в реальной жизни?

развитие волевых качеств-1

Я перечислю наиболее важные, на мой взгляд, способы и методы, способствующие приобретению или усилению уже имеющихся волевых качеств (какие-то из них больше характерны для одних качеств, другие – для других, но комплексное использование укрепляет волевую сферу в целом):

1)    Постановка целей, планирование своей деятельности

2)    Правильная мотивация — осознание того, нужны ли Вам все эти цели и зачем? Что даст их достижение? Если не нужны или это не Ваши цели (родителей, друзей, близких и т.д.), то нужно их поменять или сделать своими осознанно – бывает все же в жизни, что мы и родители желаем одного и того же :)

3)    Разнообразие форм и методов деятельности — является средством против монотонности и психического пресыщения (это положительно воздействует на эмоции и биохимические процессы в организме)

4)    Управление временем или тайм-менеджмент

5)    Использование постепенного повышения сложности деятельности

6)    Разделение действия на части

7)    Наличие оптимальной трудности поставленной задачи (она не должно быть слишком легкой, но и не чрезмерно трудной)

8)    Развитие уверенности в себе, адекватной самооценки

9)    Развитие здоровой критичности и самокритичности

10)           Важна роль значимого коллектива, близких людей (группы поддержки и т.д.), которые могут, как поддерживать Вас, ободрять, внушать уверенность (при неудачах), так и подсказывать, в чем Ваши ошибки (со стороны, как известно, виднее), куда двигаться дальше, являться своеобразным мотиватором деятельности

11)           Использование эффекта соперничества (участие в различных конкурсах, соревнованиях). Если мы говорим о воспитании детей, то здесь ни в коем случае нельзя сравнивать личности соперников, но только их деятельность, действия, поведение!

12)           Методы поощрения (самопоощрения) и наказания — лишения чего-то значимого (в применении к детям – нельзя злоупотреблять, применять только в крайних случаях!)

13)           Использование примеров для подражания

14)           Что касается спорта, то, как показали исследования, сам по себе он может не давать устойчивых изменений в плане приобретения волевых качеств. Качества, приобретенные в процессе занятий спортом или необходимые для победы в различных соревнованиях, часто носят ситуативный характер, но могут не проявляться в других обстоятельствах, не связанных со спортивной жизнью. Чаще всего, происходит адаптация, но автоматического переноса этой адаптированности  в другой деятельности не происходит. Но это не значит, конечно, что ни спортом, ни другой физической активностью заниматься не нужно!

Итак, сегодня мы рассмотрели какие бывают волевые качества, индивидуальные ресурсы, которые ограничивают развитие «силы воли», а также способы и методы, которые помогут Вам в приобретении волевых качеств.

Друзья, напишите в комментариях: «А что Вам помогает развивать свою «силу воли»?

До новых, скорых встреч у меня на блоге!

Автор статьи: Лариса Березан

Запишитесь на консультацию к психологу любым удобным для Вас способом: через e-mail, скайп или личную встречу.

Задать психологу свой вопрос Вы можете БЕСПЛАТНО, используя форму обратной связи или в комментариях к данной статье. Помните, однако, что ответ в данном случае будет носит общий характер и не заменит индивидуальной психологической консультации по Вашей конкретной ситуации!

Друзья, буду очень признательна Вам, если Вы поделитесь ссылкой на эту статью в социальных сетях, а также напишите свое мнение в комментариях!

P.S. Если Вам понравилась статья, и Вы хотите узнать еще больше о том, как ОБРЕСТИ СЕБЯ и улучшить свои отношения с близкими людьми,

Подпишитесь на новости!

(обязательно подтвердите подписку!)

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
{lang: 'ru'}
  1. Елена Метелева сказал,

    Полный набор всех перечисленных волевых качеств встретить в одном человеке нереально, я думаю. Наши слабости никуда от нас не уходят, хотя с ними можно осознанно бороться. Для этого тоже понадобится сила воли! ))

  2. Jonny_30 (Евгений) сказал,

    интересная статья… не совсем согласен, что волевые качества и нравственность идут рука об руку… последняя, быть может и помогает выбирать «правильные» с ее точки зрения пути.. но, бывает, что для достижения необходимого, обусловленного как раз силой воли и обязательностью достижения — «все средства хороши». я не говорю, что это правильно, но так есть — увы или ура, каждый сам решает..

  3. Виталий сказал,

    «Существует два этапа взаимодействия морали и волевых качеств: сначала сами волевые качества помогают усвоению морали, а далее уже моральные принципы двигают волю вперед.» — очень правильное утверждение!.

    Нам с женой в молодые годы очень повезло (а, возможно, помогло и воспитание в отчем доме каждого из нас), что мы правильно вели себя в плане воспитания своих детей. Физическая нехватка времени, и, в то же время желание быть с детьми постоянно на природе — в лесу, в поле, на реке, на всевозможных соревнованиях, сборах и в походах поневоле подсказала нам интуитивно верное направление воспитания — на собственном примере. Наши, сейчас уже взрослые дети (а их у нас четверо — три дочери и сын) копировали нас замечательно. Мы сейчас хорошо видим это уже в привычках и манерах наших внуков, немножко жалеем, что в отдельных случаях сами вели себя не совсем правильно. И эти, может быть, и небольшие, но всё-таки отрицательные штрихи сказались и на характерах детей (возможно, у некоторых в плане волевых качеств слабинка присутствует — чисто имхо), Но, имеем — что имеем (с).
    Главное, мы рады, что наши дети выросли самодостаточными, добрыми и честными людьми. А это самое главное для родителей.

  4. Лариса Березан сказал,

    Да, Елена, это идеал, к которому можно стремиться.

  5. Лариса Березан сказал,

    Евгений, Вы все правильно поняли, просто нравственность (также, как и духовность) может быть со знаком минуса. Вот в этом случае и получается, что воля и моральный выбор всегда находятся вместе.

  6. Лариса Березан сказал,

    Виталий, Вам и Вашим детям очень повезло, что Вы интуитивно применили в воспитании те принципы, на изучение которых у других людей уходит очень много времени :)! По Вашему посту чувствуется, что у Вас очень счастливая, дружная семья!

  7. Denis сказал,

    Интересная статья на сччет постановки целей, планирование своей деятельности и правильной мотивации полностью согласен.

  8. Denis сказал,

    Немогу что-то понять что общего у христьянства с психологией.

  9. Наталия Хоробрых сказал,

    Мне кажется, что волевые качества, перечисленные в статье, очень важны, конечно, но каждое из них должно присутствовать в разумной мере, чтоб не было перегиба. А то если представить, что все они развиты СИЛЬНО, то довольно неприятный человек получится…
    А ведь так важно выдерживать гармонию.

  10. Лариса Березан сказал,

    Очень много общего, Денис! :) Есть даже такое направление — христианская психология. Вообще-то «психология» в переводе означает «наука о душе». А христианство к душе имеет самое непосредственное отношение. Я, кстати, в самое ближайшее время собираюсь на эту тему писать новую статью «Почему христианская психология?» Если интересно — жду в гости.

  11. Лариса Березан сказал,

    Наталья, так ведь, если они будут в неразумной мере развиты, то это будут уже несколько другие качества. Допустим, упорство — положительное качество, но если не знать меры, то оно превращается в упрямство и т.д. Именно крайности делают характер человека неприятным.

  12. Максим сказал,

    Развивать волевые качества мне помогает девиз «кушать захочешь — научишься.» Осознание того, что надеяться не на кого, кроме как на себя, осознание того, что если остановиться — раздавят тут же. Когда начинают человека прижимать — он резко умнеет.

  13. Мария Тернова сказал,

    Очень хорошо Макаренко сказал о тормозе. Впрочем, у него многому научиться можно.

  14. Княгиня сказал,

    О… В детстве я была озабочена силой воли. А потом как-то когда-то меня слово «сила» стала раздражать. Потому что используют его зачастую не по делу: то для хвастовства, то для манипуляций. Короче, надо просто делать то, что надо, но не вестись, если кто-то подначивает сделать то, что надо ему.

  15. Александр Викторович сказал,

    Серьезная и жизненная тема. Затронуты очень тонкие вопросы. Действительно перегибы допускать нельзя. Всему нужно учиться и стараться двигаться вперед.
    Себя считаю упорным человеком, но не упрямым. Как то привык добиваться поставленных целей и не отступать при первых неудачах. Если что то не получается, стараюсь разобраться почему не получается и исправить ошибку.
    Полностью согласен с тем, что цель должна быть своей.

  16. Д-бомж сказал,

    Волевые качества человека говорят о многом, ведь только волевой человек способен многого добиться в этой жизни. Мое мнение, что только поистину целеустремленная личность способна перевернуть мир, а храбрость, упорство и решимость в этом ему хорошее подспорье.

  17. Denis сказал,

    Хорошо я бы даже сказал сильно писал Макаренко: «Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли»

  18. Екатерина сказал,

    Мне волевые качества позволяет развивать, как правило, правильная мотивация. А вообще, наверное, в детстве в меня заложили это умение. Помню папины слова: тренируй силу воли!))) Он так говорил, когда я начинала ныть по какому-нибудь поводу.

  19. Александр Викторович сказал,

    Как то не когда не задумывался о своих волевых качествах и их воспитании и формировании. А вот вопросами постановки цели и ее достижения активно интересовался. В жизни очень важно уметь правильно ставить цели, выбирать именно свои, истинные. Такие цели достигаются и приносят удовлетворение. Только поставить перед собой цель мало, нужно еще и двигаться к ней, выполнять определенные действия.

  20. Лариса Березан сказал,

    Екатерина, как хорошо, что Ваши родители уделяли внимание развитию Ваших волевых качеств в детстве! Сейчас — это, скорее, исключение. Взрослые больше заняты умственным воспитание детей, в ущерб воле и эмоциям.

  21. Татьяна сказал,

    ВСЕ КАЧЕСТВА И СИЛЫ И ВОЛИ,МНЕ КАЖЕТСЯ, НАДО ЗАКЛАДЫВАТЬ В ДЕТЯХ С РАННЕГО ВОЗРАСТА,НАЧИНАЯ С РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА, В ДЕТСКОМ САДИКЕ ДАЛЬШЕ, ПОТОМ В ШКОЛЕ. В НАС СО ШКОЛЫ ЗАКЛАДЫВАЛИ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, И МЫ ПО ЖИЗНИ С ДЕТСТВА ШЛИ ПИОНЕРАМИ,КОМСОМОЛЬЦАМИ ,КОММУНИСТАМИ. ПОЭТОМУ БЕЗ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЫ В РАЗВИТИИ СИЛЫ ВОЛИ НИЧЕГО НЕ БУДЕТ.

  22. Лариса Березан сказал,

    Татьяна, спасибо за комментарий! Согласна, что чем раньше закладываешь силу воли, то потом легче будет, во взрослом возрасте. Но, к сожалению, не все успевают :(, поэтому приходится потом «догонять» :).

Добавить комментарий



    Обо мне

    Обо мне :)

    Откройте "about_text.txt" и отредактируйте эту информацию.